?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Фото из ng.ru

Таких людей как Вернадский я и моё поколение чувствуем, скорее, как проспект в Москве, чем как реальную личность.
Тем интереснее читать Дневник Вернадского, фрагменты которого напечатаны в "Независимой газете": http://www.ng.ru/science/2016-06-22/15_vernadsky.html

«Боровое. 30.VII.1941. Среда.

Вчера жена академика Рихтера красочно передала впечатление первого налета на Москву 21/22 VII. Основное впечатление – по существу неверное изложение <фактов> <Советским> информ<ационным> бюро. Надо в эту, почти единственную, информацию вносить коренные поправки.

Молчание информ<ационного> бюро не означает, что налетов не было. Во главе <Совинформбюро> стоят бездарные, ограниченные люди, каковы и Ярославский, и Лозовский – это сказывается и в их статьях, и в их выступлениях.

Мы знаем об окружающем только по таким фальсифицированным данным. Надо вносить поправку – из гущи жизни и жизненного опыта – охвата происходящего, сознательно и глубоко <мною> переживаемого и в 1873 (если не раньше), и в 1941 – больше 60 лет. Ноосфера, в которой мы живем, является основным регулятором моего понимания окружающего.

Если правительство не сделает грубой ошибки – гибель гитлеризма в ближайшее время неизбежна и быстра – немногие месяцы.

Основные линии верны. Создание могущественной военной силы, независимой от <поставок> извне в своем вооружении, примат в данном моменте этого создания в госуд<арственной> жизни – правильная линия, взятая Сталиным. Настроение кругом это создает здоровое. Принципы большевизма – здоровые, трутни и полиция – язвы, которые вызывают гниение – но здоровые основы, мне кажется, несомненно преобладают. Страна при мильонах рабов (лагеря и высылки НКВД) выдержит эту язву, так как моральное окружение противника еще хуже».

(В.И. Вернадский. Дневники 1941–1943. М., 2010. С. 27)

______
Сложно эти слова "ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ВЕРНЫ" как-то комментировать теперь, с высоты знания деталей того времени. Сложно. Но видимо всё же можно. Это сделал Инар Мочалов, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН
http://www.ng.ru/science/2016-06-22/15_vernadsky.html в своей статье "Владимир Вернадский -- украинец, славянофил, либерал". Он так объясняет эти свои определения:

"Вернадский был:

украинцем – по родителям и родословной;
славянином, прежде всего русским и украинцем, по культуре;
правдоискателем, праведником, правозащитником – по совести, категорическому нравственному императиву, вослед своему старшему собрату В.Г. Короленко, достойно занявшему свое место в ряду славянских – и не только славянских – подвижников, борцов за правду-истину;
либералом, интернационалистом, патриотом, социалистом – по общественно-политическим убеждениям, образу жизни и характеру социальных действий – поступков;
пассионарием – по эмоциональному складу;
жителем Земли и Космоса, – по мироощущению и миропониманию;
человеком ноосферы, намного опередившим свое время и как ученый, организатор науки, и как философ – по общекультурному своему положению в нашем ноосферном пространстве-времени, к которому принадлежим мы сами и к которому, будем надеяться, будут принадлежать наши ближние и отдаленные потомки.
Может показаться странным причисление Вернадского к социалистам. Однако если суммировать размышления его на тему «Советский социализм и ноосфера», то в итоге приходишь к следующему выводу.

Советский социалистический строй в основе своей представлял собой, по Вернадскому, не что иное, как в определенной своей части удавшуюся попытку государственного созидания ноосферы. Решающая роль в этом принадлежала, во-первых, фундаментальной и прикладной науке и, во-вторых, народным массам (рабочим, крестьянам, интеллигенции) и их социальным организациям. Отношение Вернадского к социализму в общем напоминает отношение к социализму Эйнштейна."
______
А что мы знаем о социализме Эйнштейна? Ничего в сущности мы не знаем!
__________

Или, вот из дневниковой записи Вернадского за 1938 год:
28 мая

"Вечером – заседание Отделения <математических и естественных наук АН СССР>. Блестящий доклад Ферсмана о кобальте.

<…> В докладе Александра Евгеньевича странно себя чувствовать как прошлое – в связи с ростом геохимии. Доклад поражает совершенно исключительным сопоставлением фактов на основе поразительной эрудиции. Но по существу много интуиции и нет резкой ясности. Широта охвата этого не позволяет делать.

Вчера в президиуме – резкое столкновение Н.И. Вавилова и Т.Д. Лысенко. Спор – философский на почве научной.

<…> Наука есть природное, активное выражение геологического проявления человечества, превращающего биосферу в ноосферу. Она в обязательной для всех форме выражает реальное соотношение между человеческим живым веществом – совокупностью живых людей – и окружающей природой, в первую очередь ноосферой. Человек и его совокупности могут быть только мысленно от нее отъяты. Соотношение: человек/ноосфера неразделимо.

29 мая

Два заседания в Академии. Явно подлаживаются – такие, как Губкин, делают это прямо и грубо. Удивительно, что люди, прошедшие огонь и воду, как наша власть, могут им верить. Неуменье выбирать людей является характерной чертой современного момента. Сталин раньше этим не страдал.

<…> В связи с книгой Вейля начал недавно систематически вести набросок философского дневника.

30 июня

Окружающая жизнь невольно врывается и отражается. Глубокий развал и в то же время – огромная положительная работа. Идея плана сказывается, главным образом, своими плохими сторонами. Цель, а не план, выдвигается <должна выдвигаться> сейчас вперед.

<…> Продолжается самопоедание коммунистов и выдвижение новых людей – без традиций, желающих власти и земных для себя благ. Выдвинутая молодежь в Академии – ниже среднего уровня. Постоянные аресты разрушают жизнь. А все же жизнь идет, и стихийный процесс, мне кажется (или <так> хочется думать?) положительной главной работы идет в среде тех, которые находятся в положении рабов, это чувствующих, – спецссыльных, интеллигенции.

В Украине полный разгром. Террор продолжается <…> Появилось чувство непрочности. Что будет? Но, мне кажется, положительное победит, но какие примет формы, – неясно.

10 ноября

Работу НКВД видишь на каждом шагу. Она проникает всю нашу жизнь.

В быту идет в том же направлении развал – борьба с православием. Арестовывают последних священников. Их облагают явно для всех несправедливыми налогами. Те, которые добиваются отмены этих явно тенденциозных обложений, арестовываются, и новые священники не идут или их нет. Церкви закрываются – но создается глубокое недовольство и расстройство социального строя.

14 ноября

Вчера работал над книгой <«Научная мысль как планетное явление»>. Основные черты демократии выяснил себе как ноосферные явления. Думал хорошо.

17 ноября

Вчера был на выставке «Слова о полку Игореве». Яркое проявление не только возбуждения чувства национальной гордости, но и культурного воспитания народа в духе национального патриотизма.

<…> Вечером был Н.И. Вавилов. Очень интересный разговор с ним о положении науки. Волевая, невежественная, но талантливая фигура Лысенко – сейчас очень влиятельный сановник; резко выступает как продолжатель дарвиновско-мичуринской научной методики; резко обрушивается на генетику, основ которой не знает. И это в тот момент, когда человек этим путем овладевает экспериментальным созданием новых не только видов, но и родов. Николай Иванович ярко это чувствует. И я тоже. Открывается геологически новый великий взрыв в биологии."

4 декабря

Бессмысленный террор – можно погубить свою жизнь и близких без всякой вины.

<…> Многие смотрят в ближайшее и отдаленное будущее мрачно. Академик Н.Н. Лузин: «Человек идет к одичанию». Я совершенно другого мнения: идет к ноосфере. Но сейчас становится ясно, что придется пережить столкновение, и ближайшие годы очень неясны. Война? Я не верю в силу германского фашизма, но столкновения с ним демократии боятся больше <самого> фашизма – это опасное положение.

<…> Переход к ноосфере, вероятно, произойдет в пароксизмах».

(В.И. Вернадский. Дневник 1938 года // Дружба народов. 1991. № 3. С. 254–255, 257, 262–265).

Читая и перечитывая удивительные дневники В.И. Вернадского, и отнюдь не только 1938 года, всякий раз поражаешься перекличке разных, казалось бы, совершенно непохожих друг на друга, несовместимых между собой исторических эпох. Что может быть общего между российским 1938-м и российским же 2014(15)-м?! Оказывается, такое общее есть – и прошлое наше способно кое-чему научить наше настоящее и кое от чего его предостеречь.

Тема субстрата социальной истории – равно субстрата ноосферы – не просто пересекается, но практически тождественна совокупности экологических проблем в их истории и современном состоянии – проблем экологии растительного и животного мира, экологии человека, городских и сельских поселений, экологии производства, экологии культуры и науки… Для нашей страны сохранение и развитие субстрата отечественной истории, субстрата российской ноосферы на рубеже ХХ–ХХI веков приобрело по большому счету судьбоносное значение. - Это комментк теме от автора статьи о Вернадском Инара
Мочалова...

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ellenwisdom
Jul. 22nd, 2016 02:53 pm (UTC)
Вчера прочитала работу Мандельштама "Четвертая проза". Созвучно.
livejournal
Jul. 23rd, 2016 09:17 am (UTC)
Из "Дневника Вернадского" (Боровое, 1941)
Пользователь vakin сослался на вашу запись в своей записи «Из "Дневника Вернадского" (Боровое, 1941)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Из Дневника Вернадского (Боровое,1941) [...]
b_n_e
Jul. 23rd, 2016 09:54 am (UTC)
Сама по себе идея ноосферы своеобразная
В принципе она коренным образом противоречит и марксизму (возможно и не возразившему бы её появлению после мировой революции и уничтожения государств) и идее частной собственности на орудия производства

Частично она воплощается в волонтерском движении, но слабо - остается область индивидуального

Приверженность этой мысли безусловно сковывает Вернадского
Нет нооссферы вообще - есть только её частные проекции
А вождизм требует ровно того охранительства и репрессий у которые к нооссфере явная аллергия (а то и побольше)
valerytan
Jul. 23rd, 2016 11:36 am (UTC)
Re: Сама по себе идея ноосферы своеобразная
для меня самым странным в Дневнике Вернадского было, скажу так, облагораживание сталинизма и принятие лагерей и рабства, по-сути, людей в них.
b_n_e
Jul. 23rd, 2016 01:25 pm (UTC)
Re: Сама по себе идея ноосферы своеобразная
Смотрится чем-то вроде самоцензуры (даже в дневнике)
Не мог он Сталина в разрушителя ноосферы определить именно потому, что это глобальная сфера разума
Получалось, что все противоречит его любимой конструкции
Но любопытно, что и Ленина он не поминает
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

валеритан
valerytan
valerytan

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel